Досудебные претензии

Дата публикации 02.02.21

Согласно абзаца 4 пункта 21 статьи 12, пункта 1 статьи 16.1 и пункта 3 статьи 19 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО), с 1 сентября 2014 года предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

До предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения, потерпевший обязан обратиться к страховщику с заявлением, содержащим требование о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, с приложенными к нему документами, предусмотренными Положением Банка России № 431-П от 19 сентября 2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Правила ОСАГО).

Также из разъяснений верховного Суда Российской Федерации в Постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации № 58 от 26 декабря 2017 года, следует, что соблюдением потерпевшим обязательного досудебного порядка урегулирования споров следует считать направление и доставку претензии с приложением всех документов, предусмотренных, с указанием сведений, позволяющих страховщику идентифицировать ее с предыдущими обращениями.

Претензия — письменное требование потерпевшего (на бумажном носителе), представленное страховщику, в том числе и посредством электронных каналов связи (по специально выделенному адресу эл. почты, через сайт Компании), и содержащее полное и корректное указание на перечень приложений к претензии.

Согласно абзаца 2 пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, при наличии разногласий между потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, перечень которых установлен Федеральным законом № 123-ФЗ от 04 июня 2018 года «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон № 123-ФЗ), и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, и нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства, потерпевший направляет страховщику претензию с документами, приложенными к ней и обосновывающими требование потерпевшего.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона № 123-ФЗ, под потребителем финансовых услуг понимается физическое лицо, являющееся стороной договора, либо лицом, в пользу которого заключен договор, либо лицом, которому оказывается финансовая услуга в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5.1 Правил ОСАГО, претензия потерпевшего, не являющегося потребителем финансовых услуг, должна содержать:

  • Наименование страховщика, которому она направляется;
  • Полное наименование, адрес места нахождения, место регистрации или почтовый адрес потерпевшего, на который направляется ответ на претензию;
  • Требование к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • Банковские реквизиты фактического собственника имущества или потерпевшего при причинении вреда жизни или здоровью, или его наследников;
  • Фамилию, имя, отчество лица, подписавшего претензию, его подпись.

Приложениями к претензии должны быть оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если ранее указанные документы не были предоставлены в ПАО СК «Росгосстрах»):

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • Копия свидетельства о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства (если претензия по ущербу транспортному средству) или иной документ, подтверждающий право собственности (если претензия по ущербу иному имуществу, не транспортному средству);
  • Документ, подтверждающий право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица (доверенность, подтверждающая полномочия представителя потерпевшего на подачу досудебной претензии);
  • Справка о дорожно-транспортном происшествии, выданная органом полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, протокол и постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии;
  • Полис обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего;
  • Иные документы, подтверждающие обоснованность требований потерпевшего.

Согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 16.1 Закона об ОСАГО, при наличии разногласий между потерпевшим, являющимся потребителем финансовых услуг, и страховщиком относительно исполнения последним своих обязательств по договору обязательного страхования до предъявления к страховщику иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по договору обязательного страхования, несогласия с размером осуществленной страховщиком страховой выплаты, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи указанному в настоящем абзаце потерпевшему отремонтированного транспортного средства, и нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства, потерпевший направляет страховщику письменное заявление, в порядке, установленном Федеральным законом № 123-ФЗ от 04 июня 2018 года «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее — Закон № 123-ФЗ)

В соответствии с пунктом 5.4 Правил ОСАГО, письменное заявление потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг, должна включать следующие сведения:

  • Наименование страховщика, которому она направляется;
  • Фамилию, имя, отчество, и место жительства потерпевшего, а также почтовый адрес или адрес электронной почты, на который страховщиком направляется ответ на заявление потерпевшего;
  • Требование к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • Банковские реквизиты фактического собственника имущества

По решению потерпевшего и по его выбору, приложениями к заявлению могут предоставлены оригиналы или заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность требований потерпевшего.

Согласно пункта 1 статьи 16 Закона № 123-ФЗ, потерпевший, не являющимся потребителем финансовых услуг, до предъявления к страховщику иска, содержащего требование об осуществлении страхового возмещения либо потерпевший, являющийся потребителем финансовых услуг, до направления финансовому уполномоченному обращения, должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.

В соответствии пункта 5.1 Правил ОСАГО, претензия потерпевшего, не являющимся потребителем финансовых услуг или заявление потерпевшего, являющегося потребителем финансовых услуг, по их выбору, вручается страховщику под расписку или направляется страховщику по адресу места нахождения страховщика или представителя страховщика по почте заказным письмом с описью вложения, или передается иным способом (включая обмен информацией в электронной форме на сайте или по адресу электронной почты dp@rgs.ru, свидетельствующим о дате ее получения.

В случае выбора способа обращения в электронной форме, претензия и приложения к ней должны быть в PDF-формате, в разрешении, позволяющем их прочтение, без затруднений, с объемом каждого файла не превышающего 1 Мб, а общий размер сообщения не должен превышать 10 Мб.
Обращаем внимание, что в случае направления претензии на указанный адрес электронной почты ПАО СК «Росгосстрах», оригиналы документов компетентных органов, подтверждающих факт наступления события, должны быть в наличии в ПАО СК «Росгосстрах».
Кроме того, ПАО СК «Росгосстрах» может запросить оригиналы иных документов в целях объективного рассмотрения претензии.